Проект «Межрегиональная сеть реализации исследовательской и проектной деятельности обучающихся (научно-практического образования)»

 

С 2018 г. Межрегиональное общественное Движение творческих педагогов «Исследователь» реализует проект «Межрегиональная сеть реализации исследовательской и проектной деятельности обучающихся (научно-практического образования)», который поддерживается грантами Фонда Президентских грантов Российской Федерации на развитие гражданского общества.

Проект направлен на развитие механизмов общественной поддержки научно-практического образования в регионах страны, создание общественной системы экспертизы, научно-методического и консультационного сопровождения региональных образовательных учреждений путем поддержки и методического сопровождения региональных научно-практических конференций и конкурсов школьников, научно-методических мероприятий педагогов, курсов повышения квалификации руководителей проектно-исследовательских работ школьников, экспертизы качества региональных мероприятий, создания условий эффективной работы для талантливых учащихся и педагогов, развития системы их «социального лифтинга», материального и морального  стимулирования.

Основным механизмом реализации проекта является поддержка и проведение сетевых конкурсных, методических, образовательных мероприятий в области исследовательской и проектной деятельности в регионах Российской Федерации. Ежегодно в рамках проекта проводятся следующие события:

1. Всероссийский конкурс юношеских исследовательских работ им. В.И.Вернадского, Всероссийский конкурс исследовательских работ учащихся 5-7-х классов «Тропой открытий В.И.Вернадского». Сайт www.vernadsky.info. В рамках конкурса проходят региональные туры в 37 субъектах РФ, общее количество участников – более 18 000. Финал Конкурсов – Всероссийские юношеские чтения им. В.И.Вернадского организуются совместно с Неправительственным экологическим фондом им. В.И.Вернадского, Школой № 1553 им. В.И.Вернадского, Колледжем № 26, Советом молодых ученых РАН, «Кружковым движением» Национальной технологической инициативы и др. организациями в Москве в апреле. Чтения представляют собой недельную образовательную программу с широким перечнем образовательных мероприятий. В 2020 году Чтения прошли в дистанционном режиме.

2. Всероссийский конкурс исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников «Я-Исследователь!» (для детей не старше 10 лет, сайт http://www.ctrigo.ru/npk/1). Региональные туры конкурса проходят в 28 субъектах Российской Федерации, общее количество участников более 3000 человек. Финал конкурса проводится в конце мая на базе оздоровительного комплекса «Дагомыс» (г. Сочи) и организуется коллективом Центра творческого развития и гуманитарного образования г. Сочи (директор – С.У.Турсунбаев). На стендовой сессии в залах комплекса воспитанники детских садов и учащиеся начальных школ представляют работы в четырех секциях («живая природа», «неживая природа», «физика, техника, математика», «гуманитарные науки»). В экспертизе работ принимают участие педагоги и психологи из Московского городского педагогического университета, Московского педагогического государственного университета, Высшей школы экономики, научных и образовательных организаций г. Сочи. Конкурс явился важным фактором мотивации семей к развитию исследовательских способностей детей, стимулом к развитию методической базы и сети мероприятий работы с детьми этого возраста в регионах России.

3. Общероссийская конференция «Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве» - центральное мероприятия года для педагогов. Конференция является традиционной и проводится с 2005 года, ее главная задача – формирование единого понятийного поля и целевых установок нашего сообщества. В конференции принимают участие более 300 представителей образовательных, научных, общественных организаций, органов управления образованием из 25 регионов России и 5 стран мира, которые выступают с докладами, участвуют в проектных сессиях, круглых столах, мастер-классах.

4. Международный образовательный форум «Новый Уренгой  - газовая столица России» (совместно с Департаментом образования Администрации г. Новый Уренгой, сайт http://desnu.ru/index/101002-1/#show101002_1) для старшеклассников и учителей проводится в марте и организуется коллективом Детской экологической станции г. Новый Уренгой (директор – Г.В.Липецкий). В составе Форума проходят: Международная конференция-выставка научно-технического творчества молодежи MILSET-Vostok, Ямало-Ненецкий окружной тур Всероссийских юношеских Чтений им. В.И. Вернадского, Ямало-Ненецкий  окружной тур Всероссийского конкурса исследовательских работ учащихся 5-7 классов «Тропой открытий В.И. Вернадского», образовательная программа «Дни экологического просвещения ЯНАО», Коллегия Департамента образования Администрации г. Новый Уренгой, Дни народов Севера, экскурсии на промышленную скважину по добыче газа, музей Газпрома. В рамках Форума отработана модель комплексного регионального образовательного мероприятия по принципу «все в одном», когда учащиеся принимают участие в многодневных разнообразных конкурсных и фестивальных мероприятиях, связанных с исследовательской и проектной деятельностью. Такая форма является перспективной для повышения эффективности образования в регионах Российской Федерации.

5. В рамках проекта разработаны программы и проводятся бесплатные дистанционные курсы повышения квалификации с выдачей удостоверений установленного образца (февраль – май). Курсы включают 5 модулей по актуальным направлениям развития научно-практического образования (Планирование работы образовательной организации и муниципального образования на основе концепции исследовательской деятельности. Региональная программа развития исследовательской деятельности; Реализация исследовательской и проектной деятельности в рамках профильной смены (на примере Международной исследовательской школы и исследовательских экспедиций); Организация научно-практической конференции учащихся; Организация исследовательской и проектной деятельности дошкольников и младших школьников (в рамках конкурса «Я - Исследователь!»); Планирование индивидуальной исследовательской работы учащегося (педагогический проект руководителя исследовательской работы).

6. Подводятся итоги Конкурса  научно-методических и прикладных разработок по организации и сопровождению исследовательской деятельности учащихся, на которой поступает большое количество заявок из  регионов РФ, лучшие из разработок, которые могут использоваться в образовательном процессе, публикуются в серии методических сборников, а также в научно-методическом журнале «Исследователь/Researcher».

7. В рамках проекта оказывается широкая дистанционная и очная консультационная поддержка региональным организациям, проводятся выезды специалистов Движения на региональные научно-практические конференции, экспертные сессии и методические семинары в Новосибирск, Томск, Якутск, Калининград, Иваново, Тверь, Тюмень, Челябинск, Сочи, Воронеж, Новый Уренгой, Набережные Челны, Горно-Алтайск, Улан-Удэ, и другие города. Руководителям региональных организаций  даются рекомендации по организации муниципальных и региональных система развития исследовательской и проектной деятельности учащихся.

8. Информационная поддержка проекта осуществляется на сайте www.oodi.ru, на котором представлены главные проекты Центрального совета, а также региональных отделений.

Главным результатом реализации проекта является развитие сети образовательных организаций, реализующих программы научно-практического образования, как инфраструктуры общественной поддержки инновационного развития образовательной системы, реализации государственной политики в сфере образования и построения общества, основанного на знаниях.

Проект является открытым для образовательных организации и педагогов, Центральный совет нашего Движения приглашает к сотрудничеству все заинтересованные стороны. Контактный адрес: ood@redu.ru.

Второй этап проекта «Межрегиональная сеть реализации исследовательской и проектной деятельности обучающихся (научно-практического образования)»

В марте-апреле 2020 года были завершены региональные туры Всероссийского конкурса юношеских исследовательских работ им. В.И.Вернадского и проведены XXVII Всероссийские юношеские чтения им. В.И.Вернадского, в рамках которых были реализованы контроль качества проведения региональных туров и соблюдения рекомендаций Оргкомитета чтений им. В.И.Вернадского региональными оргкомитетами. При проведении мероприятий использовались разработанные «Рекомендации по оценке качества исследовательских работ старшеклассников» и «Модель подготовки и проведения региональной научно-практической конференции старшеклассников», а также проведена апробация инновационных технологий коммуникации участников с целью выработки навыков работы в команде, поддержки и развития способностей и талантов участников – «Технологии подготовки и проведения конкурса идей междисциплинарных исследований» и «Технологии подготовки и проведения междисциплинарного дистанционного хакатона».

Всего в региональных турах приняли участие более 8000 участников, в Чтениях им. В.И.Вернадского – 1098 человек (авторы и руководители более 600 работ, в т.ч. более 300 по естественнонаучному направлению, более 200 по гуманитарному направлению).

Программа Чтений была организована в дистанционном режиме, продолжалась с 5 по 15 апреля и включала следующие разделы:1)  программу знакомств, 2) защиту исследовательских работ (проходила в 31 секции и длилась 3 дня (с 7 по 9 апреля) с помощью Интернет-платформы zoom, общая продолжительность видеозаписей заседаний составила более 150 часов), 3) конкурс идей междисциплинарных исследований, 4) международный хакатон (оба – по вновь разработанным технологиям), 5) научный лекторий, 6) конкурс художественного творчества, 7) виртуальные экскурсии на факультеты МГУ имени М.В.Ломоносова, 8) презентация учебного пособия «Проектная мастерская». Общее количество подключений – более 2000.

Дистанционный режим потребовал привлечения дополнительных специалистов и обучение всех экспертов, участников и руководителей специфике работы в дистанционном режиме. В работе по усовершенствованной методике, экспертной оценке и освоению технологий командной работы приняли участие 726 экспертов и специалистов из 22 регионов РФ (в т.ч. 50 человек закончили учебу на курсах повышения квалификации).

Издан сборник исследовательских работ чтений им. В.И.Вернадского, содержащий рецензии и комментарии специалистов (содержит работы по всем 31 секциям, объем 480 полос). Наградные материалы (дипломы, благодарности) направлены участникам и руководителям чтений им. В.И.Вернадского в электронном виде, а также «Почтой России».

По результатам анализа проведения региональных туров, качества экспертной работы на основании предоставленных ими рецензий, а также результатов участия делегаций региональных туров в чтениях им. В.И.Вернадского (количество работ, удовлетворяющих условиям Чтений количество лауреатов и номинантов) подготовлены и направлены адресатам рекомендации Оргкомитетам региональных туров по совершенствованию качества работы. Систематизированы отчетные материалы и рекомендации по результатам очных экспертиз качества проведения региональных туров Конкурса.

В рамках этапа продолжилась работа по информационному обеспечению проекта: подготовлен № 2/2020 журнала «Исследователь/Researcher», объемом 286 полос, в котором были размещены методические материалы, представленные на конференции «Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве» в ноябре, а также исследовательские работы учащихся, представленные на Чтения им. В.И.Вернадского.  Журнал размещен на сайтах и разослан представителям региональных отделений. Продолжилось регулярное обновление материалов на сайтах vernadsky.info, oodi.ru, а также в группах в социальных сетях Вконтакте и Фейсбук, в которых размещалась оперативная информация о реализации проекта и разработанные информационно-методические материалы.

  • Facebook - Белый круг
  • Vkontakte - Белый круг
  • Odnoklassniki - Белый круг
  • Instagram - Белый круг