Положение о Конкурсе методических разработок и образовательных программ в области научно-практического образования (научно-методических и прикладных разработок по организации и сопровождению исследовательской деятельности учащихся)
в 2018 году

 

1. Общие положения

Конкурс научно-методических и прикладных разработок по организации и сопровождению исследовательской деятельности учащихся (далее – Конкурс) является дистанционной научно-методической программой, направленной развитие системы образования и поддержки педагогов, учителей, методистов из разных регионов России.

Конкурс проводится с 2007 года. В 2018 г. Конкурс проводится в рамках Проекта № 17-2-010661 поддержанного Грантом Президента Российской Федерации на развитие  гражданского общества «Межрегиональная сеть реализации исследовательской и проектной деятельности обучающихся (научно-практического образования)». Предполагается публикация лучших разработок в серии сборников.

Цель конкурса — увеличение разнообразия и качества учебных программ, разработок, материалов, обеспечивающих развитие исследовательской деятельности учащихся.

Задачи конкурса:

  1. стимулирование педагогической инициативы, повышение профессионального мастерства руководителей исследовательских работ школьников;

  2. выявление и поддержка творческих инициатив молодых педагогов в области методического сопровождения развития учебно-исследовательской деятельности учащихся;

  3. обмен опытом преподавателей из различных учреждений и предметных областей;

  4. расширение доступа педагогической общественности к материалам по организации исследовательской деятельности;

  5. обогащение банка образовательных разработок, пособий, проектов и программ по обеспечению исследовательской деятельности учащихся.

В Конкурсе могут принять участие как отдельные авторы, так и авторские коллективы.

Предметом рассмотрения на Конкурсе являются:

  • образовательные программы различного вида (авторских, элективных курсов, предметов базисного учебного плана, дополнительного образования и т. д.);

  • методические разработки и пособия по организации исследовательской деятельности учащихся в учебных заведениях различного типа; в полевых и лабораторных условиях; с детьми различных возрастов и на разных ступнях образования (до детского сада до вуза) и т.д.

  • дидактические и практические материалы, используемые при проведении исследовательских работ;

  • учебные пособия и разработки для дошкольников и школьников по самостоятельной организации исследовательской деятельности;

  • проекты и программы исследовательских мероприятий (конференций, экспедиций и др.) со школьниками.

 

 

2. Руководство Конкурсом

Учредителями Конкурса являются Межрегиональное общественное Движение творческих педагогов «Исследователь» и журнал «Исследователь/Researcher». Научное сопровождение конкурса осуществляет Институт образования Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики».

Руководит проведением конкурса главный редактор журнала «Исследователь/Researcher». Экспертиза организуется рабочей группой, утвержденной редколлегией журнала «Исследователь/Researcher» и Центральным советом Межрегионального общественного Движения творческих педагогов «Исследователь». Рабочая группа по организации экспертизы привлекает экспертов по соответствующим проблематике работ направлениям научного знания из состава редакционной коллегии и редакционного совета журнала «Исследователь/Researcher», научных сотрудников Института образования НИУ ВШЭ, а также с профильных институтов РАН и РАО, факультетов и кафедр МГУ, РГГУ, МГППУ, МПГУ, МГПУ и других вузов.

 

3. Участники Конкурса

Конкурс проводится среди двух возрастных групп:

1 – студенты, магистранты, аспиранты, молодые специалисты (в возрасте с 19 до 24 лет);

2 – профессиональные педагоги, методисты, специалисты из разных областей психолого-педагогического, естественно-научного и гуманитарного знания.

В Конкурсе принимают участие индивидуальные авторы, а также творческие коллективы. При представлении работы несколькими авторами необходимо отразить вклад каждого из них в представленной разработке.

Работы могут представляться авторами лично, а также образовательными и научными учреждениями, общественными организациями.

Количество работ от одного автора или организации не ограничено.

 

4. Порядок проведения Конкурса

Конкурс проводится по следующим направлениям (номинациям):

1. Психолого-педагогическое направление. Принимаются работы психологической и педагогической направленности: связанные с изучением возрастных особенностей развития любознательности, поведения человека в ситуации неопределенности и новизны, психологии исследовательской деятельности, исследовательских способностей, возрастными особенностями развития исследовательской позиции личности, становления субъектности в исследовательской деятельности; связанные с общими вопросами организации учебно-исследовательской деятельности учащихся в разных типах образовательных учреждений и формах работы; организацией педагогического сопровождения становления исследовательских способностей и освоения исследовательской деятельности учащимися разных возрастных группы (от детского сада до вуза).

1.1. Учебные и учебно-методические пособия.

1.2. Методические разработки.

1.3. Образовательные проекты и программы.

1.4. Дидактические материалы.

1.5. Результаты научных психолого-педагогических исследований.

 

2. Естественно-научное направление. Принимаются методические разработки по проведения учебных исследований с учащимися в области естественных наук. Приоритетными ожидаются методические разработки, в которых детально описаны способы освоения методов исследования в конкретных предметных областях, а также метапредметные, учитывающие возрастные особенности детей и подростков. Рассматриваются пособия, материалы и разработки, которые могут быть использованы в различных формах организации учебного процесса (как на уроках, так и вне уроков – на выездах, в экспедициях и др.) для активизации и инструментализации самостоятельного поиска. Ожидаются любого рода разработки, создающие ситуацию познания окружающего мира через самостоятельные открытия.

2.1. Учебные и учебно-методические пособия.

2.2. Методические разработки.

2.3. Образовательные проекты и программы.

2.4. Дидактические материалы.

 

3. Гуманитарное направление. Принимаются методические разработки по проведения учебных исследований с учащимися в области гуманитарных наук. Приоритетными ожидаются методические разработки, в которых детально описаны способы освоения методов исследования в конкретных предметных областях, а также метапредметные, учитывающие возрастные особенности детей и подростков. Рассматриваются пособия, материалы и разработки, которые могут быть использованы в различных формах организации учебного процесса (как на уроках, так и вне уроков – на выездах, в экспедициях и др.) для активизации и инструментализации самостоятельного поиска. Ожидаются любого рода разработки, создающие ситуацию познания человека и социума, различных культурных текстов через самостоятельные открытия.

3.1. Учебные и учебно-методические пособия.

3.2. Методические разработки.

3.3. Образовательные проекты и программы.

3.4. Дидактические материалы.

 

5. Требования к конкурсным работам

Работы загружаются в электронном виде через гугл-форму по ссылке: https://goo.gl/forms/utSOwVl0vlvTGZr93.

Работы принимаются с 01 февраля до 1 июля 2018 года.

К рассмотрению принимаются работы на русском языке.

На Конкурс принимаются авторские работы следующего характера: образовательные программы различного вида (авторских, элективных курсов, предметов базисного учебного плана, дополнительного образования и т. д.); методические разработки и пособия по организации исследовательской деятельности учащихся в учебных заведениях различного типа; в полевых и лабораторных условиях; с детьми различных возрастов и т.д.; дидактические и практические материалы, используемые при проведении исследовательских работ; учебные пособия и разработки для школьников по самостоятельной организации исследовательской деятельности; проекты и программы исследовательских мероприятий (конференций, экспедиций и др.) со школьниками; научные исследования по психологии исследовательской активности, исследовательской деятельности, возрастным особенностям развития исследовательских способностей.

К рассмотрению не принимаются компилятивные материалы, материалы с наличием плагиата и большого объема заимствований, не имеющие авторской составляющей, оформленные не по требованиям Конкурса.

 

Рекомендации по содержанию и оформлению работ

Разработка должна сопровождаться пояснительной запиской, раскрывающей ее теоретические основы, конкретизирующей цели и задачи, поясняется, на кого она рассчитана; объясняющей, как данная разработка соотносится с учебным процессом и т.д.

Непосредственно методические рекомендации, описание методики или урока составляют вторую часть работы — методическую. Здесь нужно указать специфику использования разработки в зависимости от возраста учащихся, условий образовательного учреждения, подготовки педагогов; дать рекомендации, на каком материале, при каких условиях и на каком этапе организации исследовательской деятельности ее эффективнее применять и т.д.

В заключение работы необходим педагогический комментарий о возможных модификациях методики: есть ли возможность применить ее в иной возрастной группе, замечания относительно собственного опыта работы по данной методике в различных условиях — с различными группами детей, на различном материале и пр. 

В приложении помещается перечень тем исследовательских работ в рассматриваемой области, а так же примерные формы требований, протоколов, оформления результатов и т.п.

Объем одной работы не ограничен. Для журнального варианта публикации разработку рекомендуется умещать объем в пределах 1 п.л. (40 000 знаков с пробелами), либо разделять на разделы. Разработки и авторские материалы большего объема рассматриваются в качестве возможной публикации в виде отдельных изданий.

Требования к оформлению работы

Текст работы предоставляется 12 кеглем, одинарным интервалом, поля везде 2 см. Файл должен быть в формате doc. Название файла должно соответствовать фамилии автора.

В заглавии указывается название работы, ФИО автора, ученое звание и ученая степень, должность и место работы, город (населенный пункт).

В тексте допускается выделение п/ж, курсив, п/ж и курсив. Не допускается выделение подчеркиванием, кроме исключительных случаев.

Таблицы, рисунки, диаграммы и т.п. должны иметь подписи со сквозной нумерацией и содержательные названия.

Все графические материалы должны быть представлены в виде отдельных графических файлов в формате jpg или tif с разрешением не менее 300 пикселей.

При цитировании даются автоматические подстраничные ссылки на источник с указанием страниц цитаты.

Библиографические ссылки и список литературы оформляются в соответствии с действующим Библиографическим ГОСТом.

При регистрации указываются следующие сведения об авторе(-ах):

  • ФИО (полностью)

  • дата, месяц и год рождения

  • ученая степень, звание (при наличии)

  • место работы, учебы (название дается полностью)

  • должность или курс обучения

  • эл. адрес

  • контактный телефон

  • почтовый адрес с индексом для связи

  • фотография автора (портрет) в виде отдельного графического файла

 

6. Подведение итогов и награждение победителей

Все работы, поступившие на Конкурс, проходят экспертизу у специалистов по профилю работы.

Критерии экспертизы:

  • оригинальность материала;

  • научная корректность материалов;

  • соответствие психолого-педагогическим требованиям к работе с учащимися;

  • методическая составляющая – возможность и целесообразность использования разработки другими педагогами и специалистами;

  • соблюдение правил оформления цитирования, ссылок, библиографии в соответствии с действующим Библиографическим ГОСТом.

Главным критерием оценки является возможность практического использования программы, пособия или разработки другими педагогами при организации исследовательской деятельности учащихся.

По итогам экспертизы работы разделяются на лауреатов и не прошедших конкурс. Лауреаты конкурса в дальнейшем рассматриваются редакционной коллегией журнала «Исследователь/Researcher» и Центральным советом МОДТП «Исследователь» для получения номинации и принятия к публикации.

Окончательные итоги конкурса подводятся редакционной коллегией журнала «Исследователь/Researcher» по мере поступления материалов. Окончательные итоги конкурса утверждаются до 1 октября 2018 года на Центральном совете МОДТП «Исследователь».

Методические разработки, признанные лауреатами, публикуются в журнале «Исследователь/Researcher»» или библиотеке журнала в рамках серии «Методическое обеспечение». Работа, в исключительных случаях, может быть призвана лауреатом, но не быть опубликованной.

Организации и физические лица могут учреждать ценные подарки и премии для поощрения лучших авторов.  

  • Facebook - Белый круг
  • Vkontakte - Белый круг
  • Odnoklassniki - Белый круг
  • Instagram - Белый круг